В результате работы по второму модулю были реализованы
следующие задачи:
– Анализ государственных образовательных стандартов;
– Составление
направляющих вопросов;
– Составление системы оценивания;
– Создание стартовой
презентации учителя.
Анализ государственных образовательных стандартов показал,
что этот этап в работе над проектом носит высокую степень значимости. В
разработке конкретно нашего проекта, опора была сделана на учебник Макарычева.
Теоретический материал по нашей теме позволил дать комплексное представление о
том, что должен знать ученик после изучения рассматриваемой темы. Также
хотелось бы отметить, что в результате изучения стандартов второго поколения
были выявлены многочисленные несоответствия между требованиями стандартов и
материалом, представленным в учебнике. Кроме того, данная тема изучается по
рассматриваемой программе только в 8 классе, и следовательно, неизученные
дидактические единицы по теме «Статистика» не рассматриваются и далее на
протяжении обучения. Таким образом, мы столкнулись с необходимостью ввода
понятий, которые не рассматриваются в учебнике. Очевидно, что проектный метод
лучше, чем какой-либо другой подход к обучению: он способен решить эту
проблему, в силу того, что во время работы в проекте у учеников появляется
естественная потребность использования понятий, не освещенных в учебнике.
Следующим этапом
работы было составление направляющих вопросов. Было установлено, что направляющие
вопросы делят на три группы, каждая из которых имеет особые цели и назначение.
Основополагающие вопросы содержат в себе глобальные идеи, часто объединяющие
несколько учебных предметов и практические потребности человека. Проблемные
вопросы, напротив, тесно связаны с учебной темой, в них выражена суть
исследования учеников. Учебные вопросы – представляют из себя узкие, более
конкретизированные вопросы, раскрывающие понятия и умения, которыми должен
овладеть ученик. Постановка этих вопросов преследует такие цели, как:
ориентация проекта на важнейшие цели обучения, использование мыслительных
умений высокого уровня, развитие мыслительных умений высокого уровня у
учеников, развитие глубокого понимания основополагающих концепций, определение
структуры для организации образовательной информации.
Затем были рассмотрены виды, цели и особенности процесса
оценивания в проекте. Основной момент, который нужно вынести из данной темы –
это то, что оценивание не является дискретным, перманентно выполнимым
процессом; оно должно пронизывать весь ход работы над проектом. Именно в таком
случае реализуется главная задача оценивания – совершенствование процесса
обучения и развитие педагогического процесса. Для достижения наибольшего
положительного эффекта от процесса оценивания его делят на текущее (как
средство развития и совершенствования во время работы над проектом) и итоговое
(позволяющее сделать выводы обо всей проделанной работе). Важно заметить, что
оценивание может достигнуть высоких результатов только в случае его правильного
проведения.
В конце данного модуля была выполнена стартовая презентация
учителя. Стартовая презентация выполняет очень важную функцию – вызывает
интерес учеников к проекту. Она представляет собой первое соприкосновение
учащихся с предстоящей деятельностью; именно здесь учитываются их предпочтения
и интересы, выявляются их предварительные знания и умения. Помимо всего
прочего, данная презентация включает в себя начальные моменты формирования
будущих групп, в которых будут работать ученики. В отношении качества учета
интересов учащихся выбранная нами тема крайне удачна: статистика изучает
совершенно разные сферы человеческой жизни и поэтому формируемые группы могут
базироваться на широчайшем спектре интересов учащихся.
Тема «Статистика» очень удобна в плане формирования интереса
учеников, потому что они могут выбрать любую понравившуюся область общественной
жизни для изучения её при помощи статистики. Для грамотного составления первого
урока необходима предварительная работа с классом, с целью выявления их
предпочтений и уже имеющихся знаний. Этот этап также отражен в нашей вводной
презентации в виде опроса мнения учащихся. Для того чтобы иметь представление о
возможных ответах учащихся, мы задали аналогичные вопросы детям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий